Важнейшую роль в формировании систем обратной связи между властью и обществом играют социологические исследования и, в частности, мониторинг общественного мнения по актуальным вопросам экономической и политической ситуации. Одним из инструментов, необходимых для обобщения данных, полученных с помощью мониторинга, является индексный метод. Целью исследования, представленного в статье, стало изучение опыта применения индексного метода в социологических исследованиях Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук в качестве инструмента для анализа социальной ситуации в региональном сообществе. Для анализа данных мониторинга общественного мнения в Вологодской области Институтом социально-экономического развития территорий Российской академии наук при- меняются апробированные методики, пользующиеся широкой известностью и доверием в социологическом научном сообществе. Одной из таких методик является вычисление индекса потребительских настроений. Наряду с использованием известных методик для анализа и обобщения ситуации, складывающейся на определенной территории, Институтом социально-экономического развития территорий Российской академии наук был разработан Индекс общественных настроений региона, позволяющий изучить данные об отношении жителей различных территорий к работе федеральных и местных органов исполнительной власти, а также об оценке населением своего материального благополучия и социального настроения. Измерение Индекса общественных настроений было апробировано на данных мониторинга, проводимого Институтом социально-экономического развития территорий Российской академии наук в 10 регионах Северо-Западного федерального округа в период с 2005 по 2010 гг. Научная и практическая значимость расчетов Индекса общественных настроений региона на уровне субъектов СЗФО актуализировала проблему использования данного индикатора на уровне муниципальных образований Вологодской области. Измерение Индекса общественного настроения региона как на территории СЗФО, так и на уровне районов Вологодской области позволяет дать комплексную оценку эффективности государственного управления, одновременно отражая динамику общественного мнения о деятельности органов власти и конечную результативность этой деятельности в виде самооценки материального положения
Ключевые слова
социальное самочувствие, мониторинг общественного мнения, индексный метод, общественные настроения, материальное благополучие