Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
17.09.201909.2019с 01.01.2019
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Гуманитарные науки"

Применение активных методов обучения в формировании дивергентного мышления обучающихся

Кулакова А.Б., Фомина Ж.В.

№8 (28), 2015

Кулакова А.Б., Фомина Ж.В. Применение активных методов обучения в формировании дивергентного мышления обучающихся // Вопросы территориального развития. 2015. № 8 (28). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/1633

На сегодняшний день образованность человека определяется не столько предметными знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, которая ориентируется в традициях отечественной и мировой культуры, современной системе ценностей, способна к активной социальной адаптации и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и совершенствованию. Поэтому в современном образовательном пространстве обучение направлено на всестороннее развитие личности ребенка. В связи с этим применение традиционных методов является недостаточным. Арсенал методик дополняется инновационными техниками, учебными программами и нестандартными способами передачи информации от учителя к обучающемуся. Именно поэтому в школьной практике используются активные методы обучения, которые формируют дивергентное (творческое) мышление. Молодое поколение должно уметь добывать знания и приобретать навыки, необходимые для развития общества, что требует перехода от процесса передачи школьникам готового уровня знаний к приоритетности развития личности, ее способностей к самосовершенствованию, что обеспечивает ей успешность принятия решений, самостоятельного функционирования в постоянно меняющихся социальных условиях. В представленной статье обоснована актуальность проблемы развития дивергентности как проявления креативности детей, а также значимость применения активных методов обучения в ее формировании. Рассмотрено определение понятия «дивергентное мышление» и проанализированы научные подходы отечественных и зарубежных исследователей к его сущности. Изложена структура данного когнитивного процесса, перечислены его признаки. Использование инновационных форм работы со школьниками представлено на примере Научно-образовательного центра Института социально-экономического развития территорий Российской академии наук. В статье представлена педагогическая модель развития дивергентного мышления обучающихся, описаны активные методы и их место в процессе обучения школьников, занимающихся в научно-образовательном центре. Также сделан вывод о том, что в научно-образовательном центре сложилась продуктивная комплексная система применения нестандартных форм, сочетающихся с традиционными технологиями, которая направлена на развитие дивергентного мышления обучающихся

Ключевые слова

научно-образовательный центр, активные методы обучения, креативность, образовательный процесс, Дивергентное мышление

Полная версия статьи