Данная статья посвящена изучению особенностей участия обучающихся в конкурсах и
олимпиадах как формы развития одаренности. В ней обоснована актуальность рассматриваемого вопроса, а также значимость конкурсно-олимпиадного движения в образовательном процессе. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к определению понятия «одаренность», качественные признаки выявления наличия одаренности
у обучающегося. Изучены особенности участия школьников в конкурсах и олимпиадах как
своеобразного вида развития, формирования и реализации творческой одаренности. Особое внимание в статье уделено описанию опыта организации конкурсно-олимпиадной
деятельности обучающихся Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий ИСЭРТ РАН (г. Вологда). На протяжении 12 лет работы школьного
факультатива НОЦ особый акцент сделан на предоставлении обучающимся возможности проявления способностей к изучению профильного предмета через презентацию
результатов участия в конкурсах и олимпиадах, как городского, так и регионального,
всероссийского и международного уровней. Основной целью организации конкурсно-олимпиадной деятельности в центре является выявление обучающихся, склонных к изучению
экономики на профильном уровне, а также развитие их способностей путем вовлечения
в активную познавательную, научно-исследовательскую и творческую деятельность.
Для достижения данной цели в Научно-образовательном центре ИСЭРТ РАН разработана специальная система, основным элементом которой является усиление подготовки
в рамках занятий по олимпиадной экономике и элективного курса «Основы исследовательской деятельности», а также организация участия обучающихся первоначально в конкурсах и олимпиадах, проводимых на базе НОЦ, затем – во внешних мероприятиях.
В статье проведен анализ деятельности НОЦ ИСЭРТ РАН по организации участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах, выявлены существующие проблемы, предложены
пути их решения. В целом можно сделать вывод, что работа центра по данному направлению способствует углублению знаний обучающихся, развитию их творческих способностей и личностному развитию и носит продуктивный характер, что подтверждается высокими показателями конкурсно-олимпиадной деятельности обучающихся НОЦ
на протяжении всего периода его существования
Ключевые слова
научно-образовательный центр исэрт ран, одарённые дети, одаренность, конкурсы и олимпиады для школьников