Туризм является отраслью, которая оказывает значительное влияние на социально-экономическое развитие территорий. Данный вид народнохозяйственной деятельности характеризуется мультипликативным эффектом, генерируя образование доходов в смежных отраслях экономики. Среди видов туризма особое значение приобретает внутренний туризм как основной источник финансовых поступлений от других направлений туристской деятельности. При этом в Российской Федерации, в отличие от зарубежных стран, таких как Китай, США, Италия, данное направление развито слабо. Современные экономические условия, связанные с невозможностью отдыха в популярных зарубежных странах (Турции и Египте) и неконтролируемым снижением валютного курса, актуализируют поиск наиболее эффективных средств развития внутреннего туризма, позволяющих в краткосрочной перспективе увеличить туристский поток путешествующих внутри страны. Объектом исследования является рынок внутреннего туризма в зарубежных странах и регионах РФ. Предметом исследования являются методы и формы стимулирования развития внутреннего туризма в странах мира и регионах РФ. В качестве информационной базы исследования выступили теоретические и методологические работы российских и зарубежных ученых и специалистов в сфере туристской деятельности, региональной экономики. Статья содержит анализ состояния внутреннего туризма в регионах Северо-Западного федерального округа на основе статистических данных за 2014 год, в ходе которого выявлены причины, сдерживающие его развитие. В соответствии с этим в статье обобщен зарубежный и отечественный опыт развития внутреннего туризма, на основании которого определены основные направления стимулирования развития внутреннего туризма в регионах РФ. В заключение определен комплекс мер, способствующих активизации данного направления в Вологодской области, подразумевающий мероприятия, направленные на улучшение отношений местных органов власти с субъектами туристского бизнеса, повышение квалификации кадров, проведение стимулирующих сбытовых мероприятий, а также активную информационную деятельность
Ключевые слова
региональный туризм, региональная экономика, экономика, государственно-частное партнерство, туризм, стимулирование, внутренний туризм