Социальное настроение является важным фактором формирования общественного порядка. Оно позволяет увидеть, насколько комфортно чувствуют себя в этом порядке люди. Социальное настроение, процессы его формирования, изменения функций должны изучаться на разных уровнях: от муниципального до общенационального. Данную задачу невозможно решить без исследований на уровне социально-территориальных общностей. При этом необходимо иметь в виду, что в решающей степени феномен социального настроения, его состояние зависят от социальных условий жизни людей, от реальной социальной среды, складывающейся на уровне поселений различного типа, регионов. Изучение социального настроения имеет определенную научную традицию, истоки которой восходят, прежде всего, к философии и психологии. С социологической точки зрения социальное настроение представляет собой преобладающий социальный настрой тех или иных социальных групп в определенный период времени и интерпретируется как феномен общественного сознания либо как структурный компонент общественного мнения. Социальное настроение изменяется во времени. Это естественно, так как меняется сама социальная реальность, его детерминирующая. Внешними факторами, влияющими на социальное настроение, можно назвать характеристики социальной жизни, общие для многих индивидов. Существуют различные методы изучения социального настроения, однако общепринятая методика не выработана. Целью статьи является уточнение методики изучения социального настроения с учетом операционализации данного понятия. В качестве объекта анализа выбрана такая социальная группа, как рабочие промышленного города. Использованы эмпирические данные о социальных настроениях рабочих крупного промышленного центра Северо-Запада – г. Череповца. Сложившаяся здесь ситуация во многом типична для промышленных городов России. Кроме того, рабочие являются не только активными участниками экономических отношений, но все еще представляют собой значительную по своим масштабам организованную социально-политическую общность, чье социальное настроение может оказать определенное влияние на социально-политическую ситуацию на территории проживания
Ключевые слова
социальное самочувствие, социальное настроение, социальная группа, индикаторы измерения, рабочие, промышленный город, методики измерения социального настроения