Статья посвящена обзору теоретических методологических подходов к проблеме изучения интеллектуального потенциала региона. В ней обоснована актуальность данного вопроса, а также необходимость в рассмотрении различных точек зрения на понимание сущности интеллектуального потенциала. Раскрыто содержимое термина «потенциал» и проанализированы научные концепции сущности интеллекта. Представлен краткий обзор исследователей, занимающихся теоретическим осмыслением понятия «интеллектуальный потенциал»: В.М. Аньшин, Ю. Воронин, Е. Наумова, К. Рахлин, О.Ю. Серова, В. Петренко, Т. Стюарт, С.И. Вовканич, В.Г. Зинов, К.В. Сафарян. Структурированы теоретико-методологические подходы к проблеме интеллектуального потенциала: структурно-генетический (Ж. Пиаже) когнитивный (Дж. Брунер, О.К. Тихомиров), факторно-аналитический (Ч. Спирмен, Л. Терстоун), иерархический (Р. Кэттел), подход Дж. Гилфорда. В основной части статьи представлена структура интеллектуального потенциала, включающая в себя научно-технический, инновационный, образовательный и культурный потенциалы. Каждому компоненту дано определение, перечислены основные характеристики и раскрыто более подробно его содержание. Графически представлена взаимосвязь компонентов структуры интеллектуального потенциала. В заключении сделан вывод о том, что интеллектуальный потенциал относится к ключевым факторам развития современного общества и выступает в качестве индикатора развития территорий. В связи с тем что главным институтом, формирующим базу для интеллектуального развития, является система образования, целесообразно определить ее как ведущий фактор, способствующий развитию региона. Соответственно без полноценного адекватного образования невозможно обеспечить устойчивое и успешное развитие общества, экономики с благоприятным социальным фоном
Ключевые слова
научно-технический потенциал, образование, интеллект, инновационный потенциал, культурный потенциал, потенциал, интеллектуальный потенциал региона