Необходимость создания целостного представления о закономерностях становления личности ребенка в обществе, потребность углубленного понимания детства, развития ребенка с точки зрения этнографии, социологии, экологии, антропологии высказывается многими учеными. На современном этапе слабо развит междисциплинарный подход к исследованию детства, не разработан единый методологический инструментарий комплексного изучения его потенциальных возможностей, что подтверждает актуальность исследований по данной тематике. Цель рукописи – представить теоретический обзор различных подходов к понятию «детство», обосновать необходимость междисциплинарного подхода к его изучению. В статье детство рассмотрено с точки зрения различных дисциплин: психологии, педагогики, медицины, юриспруденции, социологии, экономики. Показана сущность понятия с точки зрения различных научных дисциплин, рассмотрены специфика изучения, необходимость междисциплинарного подхода к обобщению полученных знаний о потенциале и проблемах детства. В качестве информационной базы использованы научные публикации отечественных и зарубежных исследователей, международные, федеральные нормативно-правовые документы в области охраны прав и интересов ребенка. Проведенный анализ показал, что в настоящее время нет единой трактовки термина «детство» вследствие многообразия его содержания и связей с обществом, что предопределяет необходимость комплексного познания детства: раскрытия закономерностей, характера, содержания и структуры процесса развития ребенка, его роли в обществе, выявления фактических и потенциальных возможностей детей, особенностей их адаптации и социализации. Это предусматривает необходимость разработки методологического инструментария для изучения детского населения, основное предназначение которого – получение полной информационной базы о нем. Это, в свою очередь, позволит создать условия для реализации потенциала каждого ребенка, формирования достойной жизненной перспективы: образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально-позитивных видах деятельности. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности использования их для изучения детского населения и формирования адресных рекомендаций по наиболее полному использованию его потенциала
Ключевые слова
социализация, детское население, детство, междисциплинарный подход, возрастное развитие, потенциал ребенка