В представленной статье описан опыт организации экскурсионной деятельности на примере Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» (г. Вологда) как одной из составляющих профориентационной работы с молодежью региона. Для достижения поставленной цели авторами изучены различные подходы к определению профориентации таких авторов, как Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова, Н.О. Садовникова, В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков, М.А. Болдина, Е.В. Деева, О.А. Махаева и Е.Е. Григорьева. Анализ научной литературы позволил выделить задачи, на выполнение которых направлена профориентационная деятельность, определить различные формы взаимодействия образовательных организаций с потенциальными работодателями. Отличительной особенностью исследования является описание уникальной системы экскурсий для обучающихся научно-образовательного центра экономики и информационных технологий. Авторы подробно освещают методику организации экскурсий, дают характеристику проводимым мероприятиям по целям и типам, приводят примеры конкретных экскурсий, реализуемых в течение учебного года. Эффективность организуемой в центре профориентационной работы позволяют определить показатели ежегодного опроса выпускников очного факультатива по результатам поступления в средние и высшие учебные заведения. Так, по данным исследования, в 2015/16 учебном году 38% выпускников зачислены на профильные специальности вузов (экономика, математика и информатика), что позволяет сделать вывод о том, что профориентационная работа в научно-образовательном центре имеет положительное влияние на формирование профессиональных предпочтений старшеклассников. Таким образом, представленный опыт использования экскурсионного метода в становлении профессионалов доказывает, что проведение подобных мероприятий занимает важное место в образовательном и воспитательном процессе приобретения знаний и навыков, способствующих эффективному поведению на рынке труда. Перспективным направлением исследования является изучение зарубежного опыта организации экскурсий. Материалы статьи могут быть полезны учителям, классным руководителям, педагогам-организаторам образовательных учреждений, студентам педагогических направлений подготовки вузов, сотрудникам и методистам научно-образовательных центров
Ключевые слова
научно-образовательный центр, экскурсии, профориентация молодежи, развитие региона