Статья посвящена изучению группы респондентов, позиционирующих себя как «недоверяющие». Собственно сам феномен недоверия в трудах отечественных и зарубежных социологов чаще всего упоминается как антитеза доверию. Полноценного теоретико-методологического описания недоверия на сегодняшний день нет. Недостаточная теоретическая база феномена недоверия не позволяет в полной мере ответить на вопрос о том, каковы основные характеристики индивида «недоверяющего», какие признаки объединяют людей в группу «недоверяющих». В статье обозначена возможность эмпирическим путем дополнить имеющиеся теоретические знания, а также найти новые грани исследуемого предмета. Целью данной статьи явилось описание отличительных характеристик вологжан, обозначенных нами как «недоверяющие». Группа «недоверяющие» выделена в ходе социологического исследования, проведенного специалистами Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук». Доверие рассматривается учеными как метаотношение, лежащее в основе всех человеческих отношений, и как базовая характеристика социального капитала, существующего в территориальном сообществе. В связи с этим доверие послужило критерием выделения социальных групп, условно обозначенных как «доверяющие», «доверяющие избирательно», «недоверяющие». Индикатором выделения групп служит выбор респондентами из спектра предложенных вариантов ответов альтернативы «никому нельзя доверять». В соответствии с исследовательской задачей был использован метод составления социологического портрета. Данный метод достаточно часто используется социологами и психологами для характеристики различных социальных групп с целью описать их отличительные характеристики. Алгоритм написания социологического портрета предполагает использование в качестве основных показателей социально-демографических, поведенческих, когнитивных, эмоциональных характеристик исследуемой группы, поскольку они отражают наиболее существенные характеристики любой социальной группы. На основе составленного социологического портрета «недоверяющих» показана важность и возможность измерения недоверия
Ключевые слова
институциональное доверие, межличностное доверие, недоверие, социологический портрет, социальные круги взаимодействия, когнитивные, поведенческие, статусные характеристики «недоверяющих»