Внутренний туризм является одним из факторов, влияющих на социально-экономическое развитие региона. Он способен оказывать мультипликативное воздействие на экономику, способствуя поступлению средств в региональный бюджет, повышению занятости населения, расширению производства товаров и услуг местных производителей. В Российской Федерации в отличие от таких стран, как США, Китай, Япония, внутренний туризм развит слабо и не приносит ощутимого вклада в экономику, несмотря на высокий ресурсный потенциал. Одной из существенных причин такого положения дел является недостаток информации в данной сфере, что сказывается на качестве управления ею региональными властями. Целью статьи является совершенствование информационного обеспечения внутреннего туризма, рассматриваемого в качестве внутреннего фактора социально-экономического развития региона. Исследование базируется на общенаучных методах сравнения, обобщения, анализа, синтеза. Информационную базу составили труды отечественных и зарубежных экономистов в области методических и практических вопросов управления развитием внутреннего туризма, а также статистические данные органов государственной статистики, Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО), ЮНЕСКО. В статье выполнен анализ состояния внутреннего туризма в Российской Федерации, а также в Северо-Западном федеральном округе. Выявлено, что спрос россиян на внутренние направления растет только в условиях ограничений выезда в популярные зарубежные курорты. В исследовании предложена организация мониторинга внутреннего туризма, увязывающая его с социально-экономическим развитием региона. Предложенная система мониторинга сферы внутреннего туризма позволит усовершенствовать информационное обеспечение управления данной сферой, своевременно скорректировать региональную политику в области социально-экономического развития и выработать необходимые меры регулирования
Ключевые слова
социально-экономическое развитие, регион, мониторинг, экономика, информационное обеспечение, туризм, внутренний туризм, фактор