Научный журнал ВолНЦ РАН (сетевое издание)
03.06.202006.2020с 01.01.2020
Просмотры
Посетители
* - в среднем в день за текущий месяц
RuEn

рубрика "Гуманитарные науки"

Развивающая среда образовательного учреждения как фактор формирования человеческого потенциала экономики региона

Соколова Д.В., Кулакова А.Б.

№10 (30), 2015

Соколова Д.В., Кулакова А.Б. Развивающая среда образовательного учреждения как фактор формирования человеческого потенциала экономики региона // Вопросы территориального развития. 2015. № 10 (30). URL: http://vtr.isert-ran.ru/article/1711

Данная статья посвящена описанию влияния развивающей среды образовательного учреждения на формирование человеческого потенциала экономики региона. В ней обоснована актуальность рассматриваемого вопроса, а также значимость психолого-педагогического сопровождения в образовательном процессе. Рассмотрены теоретико-методологические подходы к определению понятия «человеческий потенциал», разработкой которых занимались такие ученые, как А. Смит, У. Петти, К. Маркс, Д. Рикардо, Т. Шульц, а также А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, М.М. Критский, И.В. Ильинский, С.А. Курганский и другие. Также в статье раскрыта взаимосвязь человеческого потенциала и развивающей среды образовательного учреждения. Описана структура развивающей среды, которая включает в себя пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникационно-организационный компоненты. Данные компоненты находят свое отражение в деятельности созданного на базе Института социально-экономического развития территорий РАН Научно-образовательного центра экономики и информационных технологий, который осуществляет дополнительное экономическое образование школьников и обучение аспирантов. В рамках его деятельности группа психолого-педагогического сопровождения реализует систему мероприятий, ориентированных на создание условий развивающей среды в образовательном процессе, и осуществляет работу по следующим направлениям: диагностическое и развивающее. Система психологических исследований обучающихся направлена на изучение уровня адаптированности, самочувствия, активности, настроения, уровня развития коммуникативных и организаторских склонностей, психоэмоционального состояния. Изложена сущность развивающей работы со школьниками и аспирантами. В статье сделан вывод о том, что деятельность психолого-педагогической группы позволяет создать в научно-образовательном центре комфортные условия для всех участников образовательного процесса. Сложившаяся система мероприятий организует вокруг обучающихся среду, которая развивает полноценную, гармоничную, эмоционально-устойчивую, успешно адаптирующуюся к внешним меняющимся условиям личность для обеспечения региона человеческим потенциалом. Опыт организации развивающей среды в Научно-образовательном центре Института социально-экономического развития территорий РАН могут использовать сотрудники образовательных учреждений с учетом всех преимуществ и недостатков представленной системы

Ключевые слова

человеческий потенциал, научно-образовательный центр, развивающая среда образовательного учреждения, диагностика, развивающая работа, психолого-педагогическое сопровождение

Полная версия статьи