Высшее образование является значимым фактором социально-экономического развития страны и региона в частности. Перестройка аспирантуры и включение ее в систему высшего образования вызвали острые дискуссии в России как на уровне научного сообщества, так и на уровне высшего руководства страны. Анализ нерешенных на законодательном уровне, противоречащих новым требованиям организационных вопросов, обсуждение направлений и перспектив развития аспирантуры на современном этапе являются целью данной статьи. В работе представлен ряд дискуссионных вопросов, касающихся лицензирования и аккредитации аспирантских программ, целей аспирантской подготовки, необходимости кандидатских экзаменов, государственной итоговой аттестации. Часть из них успешно разрешается образовательными и научными организациями по мере накопления определенного опыта, часть остается пока без ответа. Выделены некоторые положительные и затрудняющие реализацию аспирантских программ моменты на уровне отдельной научной организации, связанные с нововведениями и реализацией реформ. Отмечено, что образовательным организациям предоставлена свобода в наполнении содержательной части программы аспирантуры и ее реализации, что обеспечивает индивидуализацию подготовки аспирантов, возможность выбора педагогического или научного уклона. Такие условия позволяют решать кадровые проблемы конкретной организации, отрасли, региона. Сделан вывод о том, что реформа аспирантуры, несмотря на ряд ограничений и противоречий, открывает и новые возможности, которые организациям, реализующим аспирантские программы, необходимо учиться эффективно использовать. Материалы статьи будут полезны органам власти, научному сообществу при обсуждении перспектив развития высшего образования и разработке оптимальной модели российской аспирантуры
Ключевые слова
аспирантура, реформа аспирантуры, новая модель аспирантуры